Ислам: алкоголь и наркотики сегодня

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

Алкоголизм и наркомания не знают границ, расовых различий и конфессиональных особенностей. Этими серьёзными заболеваниями болеют в Европе, Азии, России, США. Хотя, конечно, картина распространения этих болезней неоднородная, и меньше всего зависимых от химических психоактивных препаратов среди мусульман.

[toc]

Ислам против наркотиков?

Получается статистика противоречит распространённому мнению, что в мусульманских странах разрешено и даже популярно употребление наркотиков, например, гашиша? Откуда взялось это противоречие?

В начале стоит понять откуда возникло представление о мусульманах, как о тех, кто употребляет наркотики. Это представление связано с тем, что в странах Азии действительно очень благоприятные условия для выращивания конопли и опийного мака. Более того, многие мусульманские страны, например, Афганистан, являются основными мировыми поставщиками наркотиков. Но оправдывает ли это религия?

Ислам запрещает всё то, что замутняет разум, а значит и алкоголь, и наркотики находятся здесь под запретом. Запретное называется словом «хамр», а запрещённое действие носит название «харам». При этом запрещены не только отдельные виды наркотиков или спиртных напитков, а вся пища или питьё, которые влияют на состояние разума человека. К хамру так же относятся азартные игры и гадания.

Имам Курамухаммад-хаджи из Дагестана в своей фетве говорит: борьба с наркоманией — обязанность мусульманина. Употребление наркотиков один из самых больших грехов в исламе, потому что мешает верующему помнить о Всевышнем.

В хадисах говорится, что человек, напившись, становится ниже животного, он проклят.

Наркотики считаются здесь большим злом, чем алкоголь. Они превышают его по интенсивности воздействия, поэтому их употребление больший грех, чем пьянство. Осознанно лишать себя разума, это серьёзное духовное преступление, из-за которого можно лишиться вечного блаженства. Из-за этого и сами зависимые, и те, кто связан с производством и продажей наркотиков осуждаются, потому что они вредят себе и обществу.

Реабилитационные центры у мусульман

Естественно, что даже на фоне строгого запрета в странах и регионах распространения ислама всё равно есть люди, которые употребляют запретные препараты. Мы это можем видеть на примере таких регионов как Дагестан, Чечня, Казахстан, Башкортостан. А там где есть заболевание, возникает проблема его излечения.

В регионах России, где распространён ислам, открываются реабилитационные центры для наркологических больных, некоторые из них имеют свои особенности, обусловленные исламской направленностью программы реабилитации.

Хорошая программа излечения наркомании и алкоголизма сочетает в себе как научные достижения, так и духовный потенциал той или иной конфессии. Стоит помнить, что наркологическая зависимость — это комплексная проблема. Болезнь затрагивает все сферы жизни человека: физическую, эмоциональную, социальную, духовную. А значит лечение и реабилитация должны их восстановить.

Медикаментозная терапия, которая проводится на первом этапе лечения основана на научных методах, она обусловлена физиологией человека и особенностями болезни.

Наркологическая клиника

В специализированной клинике больному проводят общую детоксикацию организма, очищают его от наркотика и его метаболитов, шлаков, которые накопились в тканях и органах тела. В этом состоит большая опасность любой наркомании, она действует не на один какой-то орган, а постепенно разрушает весь организм. Поэтому этап детоксикации важен для общего оздоровления человека, а так же для восстановления нормального естественного функционирования тела без помощи наркотика или алкоголя, то есть для освобождения от физической зависимости.

Кроме этого, в клинике человек проходит период абстиненции под контролем врачей и при медикаментозной помощи, которая значительно облегчает его страдания. С больным работает целая команда специалистов, это психиатр-нарколог, психолог, терапевт. Если у больного проявляются сопутствующие болезни, тогда назначается их симптоматическое лечение, при необходимости привлекаются специалисты смежных специальностей.

Особенности реабилитации по исламу

После того, как человек освободился от физической тяги к наркотику, его состояние стабилизировалось, начинается процесс реабилитации, восстановления. Если мы говорим о духовно-ориентированной программе реабилитации исламской направленности, то здесь соединяется работа психолога и духовных наставников.

Прежде всего человек освобождается от внутренних, психических причин, которые привели его на путь болезни. Как правило, это всё, что мешает строить гармоничные, успешные и счастливые отношения с собой, миром, окружающими. Это страхи, комплексы, вредные установки и ментальные привычки. Такая внутренняя работа требует времени, поэтому процесс реабилитации — самый длительный из всех этапов лечения, он может занимать от месяца до года и даже больше. «Инвентаризация» внутреннего мира происходит под руководством психологов, а устранение «неполадок» с помощью методов психотерапии.

Когда внутреннее пространство человека очищено, он начинает заново воссоздавать свою личность, разрушенную болезнью. В данном случае этот процесс будет касаться духовного учения ислам. Подобная программа может быть использована для тех наркоманов и алкоголиков, которые либо уже принадлежали данной конфессии, либо решили принять это вероисповедание. В этот период происходит переосмысление жизни, и духовный потенциал исламской веры становится надежной базой для отказа от наркотических привязанностей.

В программу будет входить изучение Корана, общение с духовным наставником, посещение мечети, совершение намаза (традиционной ежедневной молитвы). В итоге такой программы, во-первых, человек обучается исламу, во-вторых, у него появляется чёткое понимание, что ислам и употребление ПАВ несовместимы.

Центры реабилитации с программами исламской направленности есть в Чечне, Башкортостане, Татарстане.

Социализация наркозависимых

Вне зависимости от направленности программы, полное излечение возможно только после процесса социализации. Человеку мало избавиться от физической и психологической зависимости, обрести нравственные и духовные принципы, которые будут удерживать его от болезненных привязанностей. Бывший зависимый должен научиться вести здоровый образ жизни при возвращении в социум, а не только в лояльных условиях реабилитационного центра.

На этапе социализации, который даёт возможность войти в состояние длительной ремиссии и его придерживаться, очень важна поддержка на первых порах, когда психика человека ещё неустойчива в своих новых устремлениях. В обычном случае для этого используются группы поддержки. Если человек принимает ислам, то по возвращении в социум он становится частью общины, уммы, и отчасти находит поддержку, моральную и духовную, среди её членов.

Важным моментом социализации является работа психолога с членами семьи зависимого, для них проводятся специальные занятия, на которых они обучаются правильно вести себя с излечившимся родственником, а так же сами избавляются от созависимости. При необходимости сотрудники РЦ помогают бывшему пациенту получить образование, найти работу. Иногда такая помощь оказывается членами общины.

Если обобщить, то можно назвать такие особенности мусульманских центров реабилитации:

  • Здесь ведётся работа над пробуждением религиозного сознания человека.
  • Кроме психологической помощи, реабилитант проходит обучение основам веры.
  • Происходит духовная трансформация личности наркомана, которая приводит к отказу от употребления наркотиков.
  • Реабилитант постепенно начинает жить традиционной жизнью мусульманина.
  • Ресоциализация происходит как процесс возвращения в мусульманскую общину, умму.

Отношение мусульманского духовенства к реабилитации

Самым большим риском в процессе восстановления является возможность срыва, рецидива болезни. В этот период для больного может оказаться особенно целительным общение с духовным наставником, представителем духовенства или просто верующим, который хорошо обучен вере и может поделиться своими знаниями и духовным опытом, помочь найти новый смысл жизни.

Ильдар Базятов, имам из Казани, уверен, что приобщение к духовно-нравственной основе ислама до минимума снижает вероятность срыва и возврата в асоциальную среду.

Центрам реабилитации в мусульманских регионах России есть куда расти и развиваться. Как и во всей стране пока здесь есть сложности со стандартизацией и критериями оценки работы РЦ. Например, в Татарстане не все медицинские наркологические частные центры прошли экспертизу Совета при Антинаркотической комиссии Республики. Однако, это направление имеет большой потенциал, в том числе и духовный.

Борьба с наркоманией

Мусульманское духовенство говорит о том, что борьба с распространением этого заболевания является обязанностью любого последователя ислама. Здесь неуместно равнодушное отношение. Вообще говоря, к наркоманам мусульмане относятся довольно строго, их присутствие исключено в религиозной общине. Даже на суде их свидетельства не принимаются. Борьба с наркоманией рассматривается как один из видов джихада — священной войны, в данном случае с хамром.

В исламе для этого не пренебрегают и традицией всеобщего позора. Даже донос уместен, если он необходим для уничтожения такой проблемы как наркомания, хотя он так же считается греховным действием, но всё же меньшим из двух зол.

Немного из истории сухого закона

До того как на территорию стран, где сейчас распространён ислам, пришёл пророк Мухаммед и его последователи, здесь существовали свои верования и традиции, которые не запрещали алкоголь. Некоторые использовали его в своих обрядах.

Употребление лёгких алкогольных напитков, таких как виноградное вино или финиковая настойка, были обусловлены и чисто практическими причинами. В жарких регионах часто было мало воды, а та, которую можно было достать отличалась плохим качеством, была мутной, с примесями, часто с инфекциями. Поэтому было проще и безопаснее выпить лёгкий алкогольный напиток.

Как говорится, если бы не одно «но», которое делало это употребление крайне нежелательным. Спирт, содержащийся в вине даже в небольших пропорциях, на жаре создавал сильный эффект опьянения, а потребление было настолько частым, что очень быстро у людей формировалась алкогольная зависимость. Некоторые историки считают, что, когда Мухаммед пришёл в страны Азии со своей проповедью, то народ находился на стадии деградации, и его строгий запрет на алкоголь имел не только религиозную причину.

Распитие спиртных напитков было запрещено не сразу, сухой закон вводился постепенно. Сначала пророк и его последователи начали говорить о вреде спиртного на проповедях, рассказывая о последствиях его употребления. Но в тот период ещё разрешалось пить вино в умеренных количествах.

Затем был введён запрет на совершение намаза в пьяном виде. Причиной стал инцидент, когда нетрезвые верующие перепутали слова молитвы и исказили её смысл. Такой запрет делал употребление алкоголя фактически невозможным, потому что намаз проводится ежедневно пять раз в день.

Последним этапом введения сухого закона стал полный запрет на употребление любого алкоголя, а так же на его производство и продажу. Есть свидетельства, что пьяниц наказывали очень строго. После 2—3 предупреждений в виде наказания плетью, человека казнили, если он не исправлялся. Некоторые историки считают, что подобная категоричность пророка Мухаммеда была единственным способом сохранить народ от деградации и вымирания.

Есть ли послабления в законе?

Споры об этом между богословами ведутся до сих пор. Кто-то считает, что можно употреблять совсем слабый алкоголь, потому что он не вызывает помутнение разума. Однако, в целом, подобные идеи в мусульманском мире не находят поддержки.

Возникновение таких споров обусловлено тем, что в Коране есть высказывания различного характера об алкоголе и его употреблении. По большей части они носят рекомендательный характер, советуя воздерживаться от всего, что лишает рассудка, дара Аллаха. Человеку предлагается задуматься о том, сможет ли он, испив вина, не стать как животное? Не перестанет ли он различать праведность и грех?

Если сказать просто, не вдаваясь в богословские тонкости, то современный мусульманин не употребляет алкоголь (и наркотики) по таким причинам:

  • В нетрезвом состоянии нельзя молиться, а это важная часть жизни верующего. Намаз (молитва, обращение к Всевышнему) в исламе совершается ежедневно пять раз.
  • Мусульманин боится нанести себе вред, приобрести болезненную зависимость, потому что пророк сказал, что не будет пользы от запретного.
  • Употребляя ПАВ человек становится как животное, не различает грех и праведность.
  • Находясь в опьянении можно забыть об Аллахе и Его законе, совершить запретные действия.
  • Распитие спиртного считается дурным примером для детей. Хотя верующие могут прийти с семьёй в ресторан, где подают спиртное, но они не будут сидеть за тем столом, где его пьют.

Оставьте комментарий