Лечение наркомании у мусульман: особенности

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

Наркологические зависимости уже давно стёрли все наши представления о государственных и конфессиональных границах. Это давно общая беда человечества, которая коснулась каждой страны и представителей каждой религии. Наркомания и алкоголизм, с одной стороны, проблемы медицинские, с другой стороны, они имеют причины психологические и духовные. Это обозначает, что при восстановлении эмоциональной и духовной составляющих личности в реабилитационных процессах будут наблюдаться некоторые отличия у представителей различных культурных и религиозных традиций.

Можно ли мусульманам употреблять наркотики?

Если спросить обывателя про мусульманство, то каждый вспомнит, что последователям ислама нельзя кушать свинину и пить алкоголь, а вот относительно употребления наркотиков мнения будут расходиться. Многие люди уверены, что последователям ислама можно использовать наркотические препараты, например, гашиш. Подобные мнения имеют свои причины в том, что в странах Азии действительно очень благоприятные условия для выращивания индийской конопли и опийного мака. Но оставляет ли ислам своим последователям право их употреблять?

Харам

В исламе есть такое понятие — харам, это слово означает «запретное». К нему, в том числе, относятся все напитки и пища, которые затуманивают разум. Это алкоголь любого рода и все наркотические препараты. Таким образом, ислам против наркотиков любого типа. Это, конечно, не исключает того факта, что среди последователей ислама тоже есть какое-то количество алкоголиков и наркоманов. Как известно, запретный плод сладок, всегда найдутся те, кто захочет его вкусить.

Реабилитационные центры у мусульман

Поскольку среди мусульман есть наркологические больные, то, естественно, возникает проблема лечения наркомании у мусульман. Как мы уже отметили в начале статьи, заболевание наркомания, прежде всего, имеет физическую составляющую, которая обусловлена физиологией человека и спецификой наркотического препарата. Она выражается в физической привязанности к наркотику и тех болезненных изменениях, которые он наносит организму человека. Данная составляющая зависимости будет устраняться одинаково для представителей любой веры.

Данный этап лечения проводится в специализированной наркологической клинике, он включает в себя детоксикацию организма, избавление от физической тяги к наркотику, а так же восстановление и стабилизацию общего состояния пациента. А вот этап реабилитации, восстановления эмоциональной, социальной и духовной сфер жизни человека, его личности уже будет иметь довольно сильные отличия при прохождении духовно-ориентированной программы различной направленности.

Если реабилитация проводится в мусульманском РЦ, то программа будет включать в себя изучение священного Корана, посещение храма-мечети, совершение ежедневной обязательной молитвы — намаза. Так же резиденты центра общаются с духовными наставниками, которые помогают понять суть учения, его дух, найти новый смысл жизни, выстроенный на нравственно-духовных основах исламского вероисповедания. В итоге такого курса восстановления личности и изучения ислама у реабилитанта возникает чёткое понимание, что эта вера и наркотики несовместимы.

Исламские реабилитационные центры есть в таких регионах России как Татарстан, Башкортостан, Чечня.

Реабилитация — это духовное возрождение личности

Главной задачей процесса реабилитации является устранение психической зависимости, тяги к наркотикам, восстановление и развитие личностных качеств зависимого и предотвращение рецидивов.

Реабилитация обычно проходит в закрытом реабилитационном центре, что позволяет резиденту полностью погрузиться в лечебно-восстановительные процессы, оторваться от былого окружения. На сегодня многие центры в своей работе используют духовно-ориентированные программы по реабилитации. Пробуждение религиозного чувства используется здесь как возможность переосмыслить свою жизнь, посмотреть на неё с новых духовно-нравственных позиций. Процесс реабилитации самый долгий из всего цикла программы лечения, здесь происходит нравственное и духовное восстановление человека.

Тем не менее, не стоит забывать о нашей физической и психической природе, у неё есть свои законы функционирования. Поэтому любая, даже духовно-ориентированная программа, обязательно включает в себя работу с профессиональным психологом. Резидент проводит что-то вроде инвентаризации своего внутреннего мира, находит в нём психологические причины зависимости. Эти проблемные зоны психики прорабатываются с помощью методов психотерапии, самых различных от арт-терапии до трансактного анализа. Это зависит от состояния больного и специализации психолога. И только потом, когда внутреннее пространство человека очищено, начинается процесс наполнения его новыми установками, ценностями, целями.

Завершается процесс лечения этапом ресоциализации, возвращения к обычной жизни в семье, в обществе. Этот процесс опасен возможностью срыва, потому что реабилитант выходит из «тепличных» условий центра в большой мир. Однако, если реабилитация проведена качественно, резидент получил навыки саморегуляции психологического состояния, усвоил нравственные основы своей новой здоровой жизни, то срыв маловероятен. Кроме того, психологи подготавливают к возвращению излечившегося его семью, после выписки из центра существует постлечебная поддержка специалистов.

Мусульманское духовенство о реабилитации

Мусульмане, и в частности представители духовенства, считают, что в их религии заложен огромный потенциал, мотивирующий на здоровый образ жизни. Они уверены, что если человек действительно искренне приобщится к исламскому вероисповеданию, он никогда не вернётся к асоциальному образу жизни и употреблению ПАВ. В мусульманских центрах реабилитации с больным общаются как духовные наставники, так и обычные хорошо наученные религии верующие, ведущие активную духовную жизнь. Это даёт человеку возможность обрести новый смысл жизни.

Казанский имам Ильдар Базятов, считает что, когда наркоман приобщается к духовно-нравственной основе ислама, к её духу, шанс возврата к наркотической зависимости снижается до минимума.

Проблемы лечения наркозависимости в мусульманских регионах России

Как и по всей территории страны, врачей мусульманских регионов беспокоит отсутствие чёткой системы контроля за деятельностью частных клиник и реабилитационных центров, отсутствие стандартов качества оказания медицинской и психологической помощи в них. Так, например, в Татарстане далеко не все медицинские наркологические частные центры смогли пройти экспертизу Совета при Антинаркотической комиссии Республики.

Особенности центров реабилитации для мусульман

В программу РЦ, где проводится лечение наркомании у мусульман будут входить некоторые специфические составляющие, характерные именно для последователей этого вероучения:

Пробуждение религиозного чувства резидента.
Изучение основ мусульманской веры.
Трансформация личности больного, для которого уже будет неприемлемо употребление ПАВ.
Начало религиозной жизни последователя ислама, посещение мечети, выполнение намаза, чтение и изучение Корана.
Ресоциализация как вхождение в мусульманскую религиозную общину.

Принудительное лечение наркомании у мусульман

Один из самых острых вопросов, с которым сталкивается тот, кто хочет помочь наркоману: как уговорить его лечиться? Известно, что сами больные крайне редко обращаются за помощью и часто отвергают её. Это трудное испытание для родственников: видеть как погибает близкий человек и не иметь возможности помочь ему. В РФ законодательно запрещено принудительное лечение зависимостей. На сегодня эта проблема успешно решается с помощью профессиональной мотивации на лечение — интервенции. Сам человек не может себе помочь в этот момент, его подсознание саботирует все попытки прекратить употребление, такова особенность заболевания.

В обществе, как православном, так и мусульманском, ведутся разговоры и даже споры о том, насколько уместно принудительное лечение наркомании.

Что говорят православные священники о принудительном лечении наркозависимостей?

Есть беспокойство о том, что такое лечение будет использоваться в корыстных целях, поэтому оно приемлемо, только если ограничить подобную возможность.
Принуждение неприемлемо, потому что нарушает фактор свободы выбора человека, который важен в христианстве.
Принуждение может быть, если оно будет производиться в судебном порядке на основе медэкспертизы.

Мусульманское духовенство России о принудительном лечении:

Насильственное лечение неэффективно. Нужно усиление мер наказания за употребление.
Насильственное лечение наркомании у мусульман возможно, если других вариантов спасти человека нет. Нужно ужесточить наказание для коррумпированных чиновников, которые позволяют распространять наркотики и усилить меры профилактики заболевания.
Наркоманов надо лечить насильно, если они не слушают советов.

Ислам и алкоголь

Мы уже отметили выше, распитие спиртных напитков исламом запрещено, так же, как и наркотики. Этот запрет имеет свою историю и был он введён не сразу.

До прихода пророка Мухаммеда на территории стран Азии, которые сейчас стали исламскими государствами, были распространены другие верования и обычаи. Они не запрещали алкоголь и даже использовали алкогольные напитки в своих обрядах. Кроме этого, в жарких странах были проблемы с чистой водой. Она, как правило, была мутная, с примесями и инфекциями, поэтому было безопаснее выпить лёгкое вино или фруктовую настойку. Некоторые историки считают, что пророк запретил употребление алкоголя не только по религиозным причинам, когда он пришёл в Азию, население буквально спивалось. Запрет пророка был вызван желанием прекратить деградацию и вымирание народов.

Но основная причина носит, конечно, духовный характер. Мусульмане считают, что разум дан человеку для того, чтобы познавать им Аллаха, Всевышнего, а так же изучать его священный закон, Коран. Когда человек одурманивает себя алкоголем, он фактически отвергает этот дар, становится как животное. Пьяный уже не может различить грех и праведность, забывает закон и совершает грехи. По этой причине употребление хамра, одурманивающих веществ, в исламе строго запрещено.

Пророк и его последователи вводили сухой закон в три этапа. Сначала на проповедях объяснялся вред алкоголя, но ещё не было запрещено иногда выпить немного вина. Затем пророк запретил совершать намаз в пьяном виде. Намаз, молитва, совершается мусульманином каждый день пять раз. И уже после этого спиртное было запрещено окончательно. Причём нельзя не только его пить, а так же производить, продавать, угощать им и прикасаться к нему.

На сегодня, можно сказать, что запрет пророка Мухаммеда соблюдается современными мусульманами. В исламских странах и регионах, действительно, гораздо меньше химически зависимых людей, чем на других территориях. Здесь практически нет производства алкоголя. То, что некоторые мусульманские страны являются одними из крупных поставщиков наркотиков не одобряется религией.

Оставьте комментарий