Режим работы пн-вс 24/7

Москва, улица Поликарпова, 16с3

Москва

+7 (499) 322-97-50

Бесплатно по РФ

8 (800) 775-03-96

Москва

+7 (499) 322-97-50

Бесплатно по РФ

8 (800) 775-03-96

Режим работы пн-вс 24/7

Москва, улица Поликарпова, 16с3

Наркологические зависимости в мусульманских регионах России

Получите бесплатную консультацию

Позвоните по бесплатному анонимному номеру

+7 (499) 322-97-50

или оставьте заявку

Нажимая кнопку отправить заявку вы соглашаетесь с политикой конфеденциальности данного сайта

Прежде чем сказать о регионах России, где распространён ислам, предлагаем немного углубиться в прошлое и проследить развитие проблемы наркомании на территории современной России. И уже затем поговорить об особенностях зависимости и борьбы с ней в мусульманских регионах.

Проблема наркотизации

В середине девяностых годов прошлого века в Россию хлынул поток наркотиков, с которым страна не смогла справиться. Это были «тяжёлые» наркотики, они продавались повсеместно. Причиной тому стали сильные потрясения, которые переживало государство, слабые меры наказания за преступления, связанные с наркотиками, много новой, не всегда полезной информации. К ней не были готовы молодые люди, многие из них в те годы начали употреблять героин, по стране прокатилась героиновая эпидемия.

Проблема наркомании с той поры так и остаётся одной из основных социальных проблем России. Многое сделано в этой области: созданы специальные структуры борьбы с этой бедой, создаётся законодательная база, которая призвана сделать эту борьбу более эффективной, а лечение более качественным, ужесточились меры наказания за преступления, связанные с оборотом наркотиков.

На сегодня, когда институт церкви стал развит и приобрёл значительный вес в государстве, причём это касается различных конфессий, он так же оказывает своё влияние на нравственную и социальную жизнь общества, участвует в борьбе с наркоманией. Это касается как профилактики наркозависимости, так и программ лечения и реабилитации.

О Двенадцати шагах

Сегодня, наверное, каждый слышал о духовно-ориентированных программах, самая известная из них — Двенадцать шагов. Подобные программы показывают удивительно высокие и стабильные результаты. Со стороны некоторых медиков можно услышать высказывания о том, что эти методы околонаучные, однако это происходит исключительно из-за незнания вопроса во всей полноте.

Программа Двенадцати шагов, которая используется в клиниках и центрах, более точно называется Миннесотским методом. Он соединяет в себе духовно-нравственный опыт восстановления личности групп взаимопомощи Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов и последние медицинские достижения в области медикаментозного лечения и психотерапевтической помощи, которые больной может получить в условиях стационара. Поэтому здесь не идёт речь об отказе или преуменьшении роли медицины.

Ислам и наркотики

Практически все религии относятся к алкоголю и наркотикам негативно, но наиболее строго и категорично относится к ним ислам. У мусульман спиртное, наркотики, и вообще все напитки и пища, которые омрачают рассудок считаются хамром, то есть запретным, а их использование запрещённым, харамом. Уже само исламское вероучение становится хорошей профилактикой употребления психоактивных препаратов. Этот духовно-нравственный потенциал успешно используется в программах реабилитации в мусульманских регионах страны. Не совсем корректно так выражаться, но многим людям с помощью ислама удаётся бросить наркотики и алкоголь.

Реабилитационные центры для мусульман

Как бы ни был строг запрет, среди последователей ислама так же встречаются те, кто попадает в наркологическую зависимость. Поэтому есть необходимость в РЦ для мусульман. Есть и атеисты, которые в процессе восстановления и переосмысления своей жизни решают обратиться в новую веру. Таких людей сейчас много. Один из ярких примеров — «звёздная» новообращённая мусульманка  Линдси Лохан, которая проходит долгий и непростой путь избавления от химических зависимостей.

Программа лечения и реабилитации от химической зависимости, конечно, не отрицает медицинской помощи даже, если она духовно-ориентированная. В этом случае речь идет о специфических моментах периода реабилитации. В целом программа состоит из обычных этапов, которые комплексно решают проблему зависимости и позволяют человеку достичь полного излечения. Не стоит удивляться, хотя врачи говорят о наркологической зависимости как хронической болезни, при успешном излечении можно достигнуть состояния полной ремиссии на долгие годы, в лучшем случае — до конца жизни.

Этапы программы лечения и реабилитации

  • Лечение от химической зависимости. Это медикаментозный курс, он проводится в специализированной клинике. Больной проходит полную детоксикацию организма, что позволяет избавиться от химической зависимости и стабилизировать общее состояние. Кроме этого врачи облегчают больному этап абстиненции, помогают справиться с депрессивными настроениями и проводят лечение сопутствующих заболеваний, если они проявились. Итогом этого периода лечения становится освобождение от физической зависимости.
  • Реабилитация, восстановление психики и личности зависимого. Это самый длительный период программы лечения. Потому что он требует тщательной внутренней работы от выздоравливающего. Пользуясь помощью психолога, ему необходимо найти в себе и устранить психологические причины развития заболевания. Этими причинами могли стать страхи, комплексы, вредные ментальные привычки, которые не давали человеку жить гармоничной счастливой жизнью, строить успешные отношения с окружающими и с миром. Такой человек начинал употреблять ПАВ, чтобы стать более раскрепощённым, общительным, либо искал в наркотиках и алкоголе утешение от неудач. Итог был один — наркологическая зависимость. Именно поэтому так важно очистить психику выздоравливающего от этих «мин замедленного действия».

Духовно-ориентированные программы

На этапе реабилитации, когда психика становится свободна от болезненных тенденций, человеку нужно восстановить свою личность, создать её новое наполнение. Фактически, зависимый, который успешно прошёл лечение и реабилитацию — это совершенно новый человек. С новыми взглядами, новым поведением, реакциями, отношением к себе, к миру, к людям. Не нужно этого бояться, именно это даёт возможность человеку отказаться от старой жизни, окутанной дурманом зависимости. Нельзя изменить свою жизнь, не изменяя свою личность.

Чем будет человек наполнять свой новый мир, какое мировоззрение он возьмёт за основу, каждый решает сам. Для кого-то это материальные цели и вполне понятные желания: создать счастливую семью, родить детей, достигнуть успехов в карьере. Кто-то смотрит на вопрос иначе и строит свое восстановление на базе духовных знаний. Как показывает практика — этот метод более надёжный и так же исключает достижения счастья, успеха и благополучия.

Духовно-ориентированная программа обычно нацелена на пробуждение религиозного чувства человека, обучение его вере, начало религиозной жизни, постепенное вхождения его в общину как в более широком понимании, так и в более узком. Если мы говорим о программе, ориентированной на исламское вероисповедание, то в неё будет входить изучение Корана, общение с духовным наставником, изучение основ ислама: его истории, традиций, понятий.

Реабилитант постепенно начинает придерживаться религиозных правил, совершать намаз, посещать мечеть. Мусульмане считают, что если человек будет правильно научен исламу, его сути, познает его дух, то шансы, что он снова вернётся к асоциальной жизни, употреблению наркотиков крайне малы.

Ресоциализация наркозависимых и алкозависимых

Завершающим этапом программы является процесс возвращения человека к жизни в обществе. Важно чтобы бывший наркоман не только освободился от физической и психологической зависимостей, но так же мог стабильно придерживаться трезвой жизни, находясь в условиях большого социума. Для этого на этапе реабилитации в процессе работы с психологом выздоравливающие изучают основы здорового конструктивного общения, практикуются в нём на групповых занятиях и просто во время жизни в микросоциуме центра.

Когда человек возвращается в обычную жизнь, работники РЦ так же оказывают ему помощь. Почти при всех специализированных центрах работают группы поддержки для бывших зависимых. Сейчас многие консультационные центры после прохождения программы лечения гарантируют бывшему пациенту сопровождение в течение одного или нескольких лет. Если человек прошёл духовно-ориентированную программу, то моральную поддержку и помощь в бытовых вопросах ему оказывает община.

Не стоит забывать, что при прохождении любой программы необходимо, чтобы с психологом поработал не только сам больной, но и члены его семьи. Это можно сделать на групповых занятиях или в формате индивидуальных сессий. Разрешение внутрисемейных проблем, обучение родственников правильному общению с бывшим зависимым, избавление их от созависимости — это гарант успешного излечения и длительной ремиссии, а так же хороших, здоровых отношений в семье.

Принудительное лечение зависимостей

Вопрос о том, как заставить наркомана лечиться, наверное, один из самых острых для родственников больных зависимостями. Как правило, лечение наркомана организуют его близкие и друзья, сам больной обычно отрицает проблему и отказывается лечиться. Это обусловлено особенностью болезни. Тело и психика привыкли к ПАВ, нуждаются в них, поэтому самосаботаж при попытке начать лечение будет происходить до последнего.

На сегодня принудительное лечение наркомании и алкоголизма в России запрещено. Этот вопрос неоднозначный. Предлагаем кратко ознакомиться с мнением по этому вопросу представителей православной традиции и мусульман:

  • Сергей Рыбко, игумен, считает, что нет точного ответа на вопрос о насильственном лечении, на его взгляд оно допустимо, если будет пресечена возможность использования его в корыстных целях.
  • Андрей Алексеев, священник, напоминает о свободе выбора, которая является очень важным понятием у христиан. Отрицательно относится к принуждению в вопросе лечения наркомании. Считает, что если наркоман не осознаёт свой путь как ведущий к гибели, то он снова на него вернётся.
  • Представитель «России православной» Виктор Долгишев думает, что такое решение должно выносится судом и быть обосновано медицинской экспертизой. Наркомания — это медленное самоубийство, поэтому такая мера допустима.
  • Абдуннур-хазрат Камалутдин, муфтий Вятского края, считает принудительное лечение бессмысленным, не верит, что зависимый будет качественно проходить лечение, если оно не добровольное. Выступает за жёсткие меры наказаний для наркоманов и считает необходимостью устранение этой заразы без следа.
  • Айрат-хазрат Мухамедзянов, имам из Свердловской области, придерживается мнения, что такое лечение неэффективно, но если это единственная возможность, то её надо использовать. Считает что нужно ужесточить меры наказания не только к наркоторговцам, но и к употребляющим наркотики.
  • Абдуррахман Суровцев из Общества мусульман острова Сахалин думает, что наркозависимых необходимо лечить и принуждать к лечению, если человек глух к советам окружающих.

Мусульмане и алкоголь

Каждый хоть раз слышал про запрет алкоголя в исламе. Но соблюдается ли он в жизни?

Следует отметить, что среди мусульман зависимых меньше, чем среди представителей других конфессий и атеистов. Шариат запрещает употребление алкоголя, наркотиков, а так же азартные игры и гадания. Сухой закон в мусульманстве имеет свои серьёзные причины и историю.

Основная причина запрета на одурманивающие вещества, это то, что они отнимают у человека разум. Мусульмане считают, что разум — это великий дар Аллаха, он отличает человека от животных, дан ему, чтобы познавать Всевышнего и Его закон, различать грех и праведность.

Но так в странах Азии, где сейчас распространён ислам было не всегда. До прихода Мухаммеда алкоголь здесь было пить разрешено. Частично это связано с дефицитом хорошей воды, грязную воду с примесями и инфекциями пить небезопасно. Для питься использовался винный напиток или настойка из фиников. Так многие люди приобретали стойкую зависимость от спиртного — алкоголизм. К моменту зарождения ислама, некоторые народы были на грани деградации. Поэтому историки считают, что кроме духовной составляющей сухой закон был продиктован прагматическими целями — спасти народ от вымирания.

Как бы там ни было, если в строках Корана мы ещё можем найти лазейки и сказать, что запрет на спиртное носит рекомендательный характер, то слова пророка не оставляют сомнений. Он запретил своим последователям не только пить алкоголь, а так же производить его продажу, угощать им и даже прикасаться к нему.

Пророк ввёл свой закон постепенно в три этапа. Сначала на проповедях начали разъяснять вред от употребления спиртного. Затем было запрещено совершать намаз (ежедневную молитву) в нетрезвом виде. И только после этого ввели полный запрет. В мусульманские города было запрещено ввозить вино для продажи, а выпивох строго наказывали. Есть свидетельства о том, что их даже казнили, если человек не исправлялся.

На сегодня тоже существует наказание для мусульман, которые отведали горячительный напиток. Такой верующий не может сорок дней возносить молитвы Богу, что для последователя ислама является довольно строгим наказанием.

В некоторых странах, которые являются мусульманскими, сегодня производится продажа вина. Кое-где пьют ракию — крепкий алкоголь из фруктов. Но в целом, запрет пророка исполняется.

Статья проверена экспертом
Смирнова Екатерина Матвеевна
Нарколог, психиатр, психотерапевт
Оценка 4.5/5
Голосов 22