Запрет на алкоголь и наркотики в исламе

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

В исламских странах и регионах число наркологических больных меньше, чем среди представителей других конфессий и атеистов. Это связано с тем, что правильный ислам строго запрещает употребление любого вида одурманивающих веществ.

[toc]

Запрет на алкоголь и наркотики в исламе

Само исламское вероисповедание является эффективной профилактикой наркологических зависимостей. В святом законе этой религии содержится запрет на любую пищу или напитки, которые лишают человека разума. Алкоголь и наркотики относятся с хамру, запретному. Так же мусульманину запрещено играть в азартные игры и заниматься гаданием.

Почему в исламе нельзя опьянять себя? Употребляя хамр, человек лишает себя разума. Разум дан человеку Аллахом как великий дар, отличающий людей от животных. Этот дар нужен для того, чтобы познавать Всевышнего и Его закон, чтобы различать грех и праведность. В пьяном виде человек может забыть Аллаха и Коран, совершить греховное действие и лишить себя вечного блаженства. Поэтому употребление алкоголя и наркотиков относиться к запретным, греховным действиям, которые в исламе называются харам.

Производство и продажа наркотических препаратов, которая процветает в ряде стран Азии не одобряется религией, здесь практически нет производства алкоголя.

Отношение к наркоманам и алкоголикам у мусульман

Отношение к людям, которые употребляют наркотики и алкоголь в исламе негативное. Они считаются грешниками. При этом наркомания считается большим грехом, потому что наркотик больше одурманивает разум. С наркозависимыми предпочитают не иметь никаких связей: личных, деловых, дружеских. Потому что мусульмане уверены, однажды на такого человека падёт гнев Аллаха, это может коснуться и тех, кто его окружает.

К пьяницам ислам так же строг, даже сегодня для них существует довольно серьёзное по меркам исламской традиции наказание. Если человек выпил спиртное, то после этого он не может сорок дней совершать намаз — ежедневную молитву, которую мусульманин возносит пять раз за сутки, а это важная часть религиозной жизни правоверного.

Есть письменные источники, в которых говорится, что в первые века распространения ислама наказание для выпивающих было крайне строгим: их 2—3 раза били плетью, а затем, если человек не исправлялся, его казнили.

На сегодня практически все представители ислама в России сходятся во мнении, что необходимо ввести наказание не только за продажу и распространение наркотиков, а так же за их употребление.

Пять причин отказа от алкоголя

Если не вдаваться в богословские тонкости, можно сказать, что современный мусульманин не употребляет алкоголь по таким причинам:

  • В нетрезвом виде запрещено совершать ежедневную молитву, намаз. Она возносится пять раз за день, фактически у мусульманина нет времени для того, чтобы выпивать.
  • Страх приобрести пагубную зависимость со всеми сопутствующими проблемами. Пророк Мухаммед сказал, что не будет пользы от запретного.
  • Алкоголь лишает человека разума и опускает до уровня животного. Пьяница таким образом отвергает великий дар Аллаха.
  • Напившись, можно забыть о Всевышнем и Коране. Лишившись разума, человек уже не может различать грех и праведность.
  • Пьянство взрослых — дурной пример для подрастающего поколения. Ислам придаёт большое значение его нравственному и духовному воспитанию.

Реабилитация от наркозависимости для мусульман

Даже на фоне такого строго запрета и общественного осуждения среди мусульман всё равно есть наркологические больные. И они нуждаются в лечении и реабилитации. На территории Чечни, Дагестана, Татарстана открываются реабилитационные центры, которые работают по духовно-ориентированным программам. Будет ли иметь особенности реабилитация для мусульман? Да, на определённом этапе работы с реабилитантами эта специфика проявляется значительно.

Когда происходит восстановление личности, принятие новых принципов жизни, духовно-нравственные установки реабилитанта будут базироваться на традиции ислама:

  • Программа реабилитации направлена на пробуждение, активацию религиозного чувства человека
  • Реабилитанты изучают исламскую традицию веры, становятся её частью: читают Коран, общаются с духовными наставниками, посещают мечеть, совершают намаз.
  • Восстановление личности происходит под влиянием духовных принципов ислама, что приводит к полному отказу от употребления наркотиков и алкоголя.
  • Человек начинает вести религиозную жизнь мусульманина и по возвращении в социум становится членом мусульманской общины, уммы.

Особенности ресоциализации

Процесс ресоциализации в этом случае так же может иметь свои особенности, они обусловлены тем, что часть функций работников РЦ берёт на себя община, в которую входит излечившийся. Здесь он может найти духовную и эмоциональную поддержку, помощь в бытовых вопросах, в трудоустройстве. В этом случае ему может не понадобиться посещение групп поддержки при РЦ.

Однако не стоит забывать о том, что заболевание кроме духовной составляющей имеет и другие, а значит помощь врачей необходима на этапе ресоциализации. Членам семьи зависимого рекомендуется посещать занятия для родственников, которые проводятся на базе центра. Это нужно для того, чтобы научиться правильно общаться с излечившимся близким, поддерживать его, не провоцировать срывы. Часто родственники за время болезни сами приобретают созависимость, эту проблему тоже необходимо устранить. Созависимый может подсознательно провоцировать бывшего наркомана на срыв.

Из истории исламского сухого закона

Выше мы уже пояснили религиозные причины отказа мусульман от спиртного и наркотиков. Однако историки считают, что такую строгость сухой закон в исламе обрёл и в силу причин бытового характера.

На территории современных исламских государств Азии до прихода пророка Мухаммеда были распространены другие верования, которые не запрещали, а иногда и поощряли употребление алкоголя. Кроме этого, лёгкое вино и фруктовые настойки постоянно использовались жителями для обычного утоления жажды. Чистая вода в этих регионах была редкостью, поэтому иногда безопаснее было выпить вино.

Однако, при таком частом его употреблении, при том, что его действие усугублялось жарким климатом, это приводило к быстрому формированию алкогольной зависимости. Алкоголизм приобрел масштабы народного бедствия. Поэтому есть мнение, что пророк ввёл столь строгое ограничение ради спасения народов от медленного вымирания. В самом Коране нет категорического запрета на алкоголь, его строки носят больше рекомендательный характер, призывают задуматься: человек, ты смоешь, употребляя вино, остаться разумным?

Споры о строгости запрета между богословами ведутся до сих пор. Кто-то считает, что можно употреблять совсем слабый алкоголь, потому что он не вызывает помутнение разума. Однако, в целом, подобные идеи в мусульманском мире не находят поддержки.

Оставьте комментарий