Ислам: отношение к наркотикам и алкоголю

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

Ислам — одна из трёх основных мировых религий, где наркотики и алкоголь строго запрещены, использование их считается грехом и наказывается. Священная книга мусульман Коран говорит о том, что употребление психоактивных препаратов, как мы назвали бы их сегодня, лишает человека разума и делает подобным животному.

Почему алкоголь и наркотики — это хамр?

Ислам относит все ПАВ к хамру, то есть «запретному». Почему вероучение так строго в этом вопросе? Коран говорит, что употребление алкоголя и наркотиков лишает человека возможности трезво мыслить, затуманивает разум. Разум дан нам самим Аллахом, дан как великий дар, чтобы человек мог познавать Всевышнего, изучать и помнить Его закон, различать грех и благое.

Принимая пищу или питьё, которое лишает разума, зависимый отказывается от этого дара, становится неразумным как животное. Под влиянием спиртного или наркотика, не будучи в состоянии помнить о Коране, человек может совершить какой-нибудь грех, лишиться возможности вечного блаженства. Поэтому приём наркотиков и алкоголя запрещены исламом. При этом наркомания считается более серьёзным грехом, чем употребление спиртного, потому что она вызывает более сильное затуманивание разума. Употребление алкоголя и наркотиков в исламе относится к понятию «харам», что означает «запрещённое действие».

К наркоманам в мусульманских странах отношение негативное. Их фактически исключают из жизни религиозной общины, уммы. С ними стараются не иметь никаких связей: личных, деловых, дружеских. Считается, что такой человек однажды обязательно навлечёт на себя гнев Аллаха, поэтому лучше не находиться с ним рядом.

Насколько строг запрет?

В Коране строки об алкоголе не всегда имеют вид категорического запрета, скорее они носят рекомендательный характер. Человеку задаётся вопрос: ты сможешь сохранить рассудок, напившись?

Однако, слова пророка Мухаммеда не оставляют нам никаких сомнений в строгости запрета в отношении спиртного в исламе. Он говорит, что проклят не только тот, кто употребляет вино, а так же тот, кто его производит, продаёт, угощает им, прикасается к нему. Пророк запретил своим последователям употребление алкоголя без каких-либо послаблений.

Несмотря на это, до сих пор в мусульманском мире периодически возникают споры об употреблении спиртного. Человеческую натуру всегда манит запретный плод, последователи ислама здесь не стали исключением. Юсуф аль-Карадави в 2008 году в своей фетве заявил, что мусульманину можно пить веселящие напитки, если их градус не более 0,5%. Он обосновал это тем, что при таком небольшом обороте человек не пьянеет, то есть не теряет рассудка. Такая же мысль прослеживается в стихах великого Омара Хайяма:

Запрет вина — закон, считающийся с тем,

Где пьёшь вино и много ли, и с кем,

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить признак мудрости, а не порок совсем.

Однако, коллеги-богословы не поддержали фетву, потому что считают, что рано или поздно алкогольные напитки, даже некрепкие, вызовут зависимость, что приведёт к неумеренному их употреблению, а значит, к нарушению законов шариата.

Есть в исламе наказание для пьющих?

В мусульманской традиции пьянство порицается не только на словах, после введения запрета на алкоголь в исламе пророком Мухаммедом и до наших дней здесь существуют наказания для выпивающих людей.

Трудно определить достоверность этих свидетельств, потому что в Коране нет прямых указаний на то, что пьяниц нужно казнить, то такая информация дошла до наших дней. Есть письменные источники, где говорится, что в первые века распространения ислама к пьяницам применялись самые строгие меры наказания. Их предупреждали 2—3 раза, били плетью, а затем, если человек не исправлялся, его казнили.

Сегодня наказание так же существует, но в более мягкой и цивилизованной форме. Тот правоверный, который нарушил запрет и пил алкоголь, не может сорок дней после этого совершать намаз, возносить свои молитвы Богу. Ежедневная практика молитвы является важной составляющей жизни мусульманина, поэтому для него это наказание довольно серьёзное.

Причины отказа современных мусульман от алкоголя

Если сказать простым и понятным каждому языком, не вдаваясь в богословские тонкости, то есть несколько причин, по которым мусульманин воздерживается от приёма спиртного:

  1. В алкогольном опьянении нельзя совершать намаз. Молитва совершается верующими пять раз в день ежедневно, поэтому у мусульманина практически нет возможности выпивать.
  2. Страх нанести себе вред, приобрести алкогольную зависимость. По словам пророка: от запретного не будет пользы. Если перефразировать: употребление хамра наносит вред.
  3. Алкоголь затмевает рассудок, человек отвергает великий дар Аллаха и уподобляется животному. В этом состоянии он становится не способен отличить грех от праведности.
  4. В состоянии опьянения можно забыть о Всевышнем, Его законе и совершить грех, что недопустимо.
  5. Пьянство взрослых подаёт дурной пример детям. Мусульмане серьёзно относятся к нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения.

Особенности мусульманских РЦ

Несмотря на то, что в исламе запрещены ПАВ, и среди мусульман есть люди, которые приобрели химические зависимости. Хотя здесь алкоголиков и наркоманов не очень много, но в мусульманских регионах так же стоит проблема лечения наркологических зависимостей.

Последователи ислама убеждены, что самым лучшим профилактическим средством, как и средством возвращения на путь истинный, является ислам, поклонение Всевышнему. В законах шариата заключён такой духовно-нравственный потенциал, который даёт гарантию, что истинно верующий человек, познавший дух этого учения, никогда не станет зависимым от наркотиков и алкоголя.

На сегодня есть духовно-ориентированные программы реабилитации, основанные на исламском вероисповедании. Конечно, любая полная программа лечения включает в себя не только духовный компонент, она использует традиционные и новейшие достижения наркологии и психотерапии. Но именно реабилитация, основанная на исламском вероучении будет иметь свои особенности.

Реабилитанты изучают мусульманскую традицию веры, читают Коран, общаются с духовными наставниками, посещают мечеть и совершают намаз. Так постепенно человек начинает вести традиционную религиозную жизнь мусульманина. В данном случае восстановление личности реабилитанта базируется на духовно-нравственных постулатах ислама.

Будут свои особенности и у процесса ресоциализации. Возвращение в социум здесь прежде всего рассматривается как возвращение или вхождение в религиозную общину, умму. Здесь бывший зависимый получает моральную и духовную поддержку, помощь в бытовых вопросах.

Оставьте комментарий