Наркомания в мусульманских регионах России

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

В этой небольшой статье мы предлагаем рассмотреть проблему лечения наркомании в мусульманских регионах России. Ислам, а точнее Коран, налагает строгие ограничения на употребление психоактивных препаратов, тем не менее зависимые здесь всё равно есть, а их лечение и реабилитация имеет свои особенности.

Распространение наркомании в России

В конце прошлого века, в девяностых годах, по России прокатилась вторая волна наркотизации страны. Причём в «моду» вошли «тяжёлые» наркотики, особенно был распространён героин. Годы на переломе веков даже назвали периодом героиновой эпидемии. Этому было много причин: политических, экономических и нравственных.

Страна резко лишилась стабильности, идеологии, попала в глубокий экономический кризис в период перестройки. Люди ощущали, с одной стороны, духовный вакуум, с другой стороны, в страну хлынул поток информации, вещей, пагубных развлечений. Каждый заполнял душевную пустоту как мог.

Наркотики оказались в лёгкой доступности, законы были крайне лояльны: за употребление и хранение героина не полагалось уголовной ответственности! Им торговали, если не в каждом подъезде, то точно в каждом доме практически во всех городах России. Люди не понимали в полной мере опасности употребления наркотиков, профилактики не было, интернет был ещё не доступен всем, информированность о заболевании наркомания была на нуле.

Тысячи подростков в те времена стали наркоманами, при это сразу начали с «тяжёлых» инъекционных наркотиков. Одной из показательных историй того времени, правда с необычным и счастливым завершением, стала история Никиты Лушникова, ныне председателя правления «Национального Антинаркотического Союза». Но таких историй единицы, в основном юные наркоманы погибали.

На сегодня многое сделано государством и обществом для решения проблемы наркомании, однако она не решена окончательно. В России ужесточились меры наказания за преступления, связанные с наркотиками, шагнули вперёд в своём развитии такие области медицины как наркология и реабилитология. На сегодня, когда институт церкви в стране приобрёл достаточный авторитет, духовные лица так же участвуют в процессах профилактики и реабилитации наркологических больных.

В наши дни большой популярностью пользуются духовно-ориентированные программы реабилитации. Многие из них основаны на методе Двенадцати шагов, соединяют в себе достижения опыта Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, медицинские и психотерапевтические технологии и духовно-нравственный потенциал религиозных традиций.

Наркомания в мусульманских регионах

В России есть ряд регионов, где распространён ислам. Это Татарстан, Башкортостан, Чечня, Дагестан. В этих регионах так же существует проблема наркомании и алкоголизма, хотя в меньшей степени, чем в других регионах.

У мусульман особенное отношение к данной проблеме. Религия ислам запрещает употребление алкоголя и наркотиков. Любая пища или напитки, которые замутняют рассудок относятся к хамру, то есть к запретному. А их употребление — харам, запрещено законами шариата. Таким образом, уже само следование исламской религиозной традиции является своеобразной профилактикой проблемы наркозависимости. Именно поэтому в данных регионах химически зависимых людей не очень много, но они всё равно есть.

Особенности реабилитации в исламе

В мусульманском народе к наркоманам относятся негативно, стараются не иметь с ними дел. Для пьющих мусульман до сих пор есть наказание за употребление спиртного — после распития алкоголя человеку запрещено сорок дней совершать намаз, ежедневную молитву. Но несмотря на всю строгость ислама, есть здесь и наркомания и алкоголизм, а значит есть необходимость их излечения. В мусульманских регионах России так же открываются реабилитационные центры, где можно пройти программу восстановления от химической зависимости.

Полная программа лечения всегда включает в себя несколько этапов. Обычно всё начинается с помощи родственникам в мотивации больного на лечение. Затем больной проходит этап медикаментозного лечения в наркологической клинике. Здесь он избавляется от физической тяги к наркотику, проходит абстиненцию, стабилизирует своё общее состояние здоровья. Этот этап мало отличается у представителей любой конфессии, он обусловлен физиологией человека и особенностями заболевания.

А вот период реабилитации-восстановления, может различаться довольно сильно в зависимости от программы реабилитации и её направленности. С одной стороны, здесь есть общепринятые стандарты лечения, например, работа с психологом. Реабилитант проводит что-то вроде инвентаризации своего внутреннего мира при поддержке врача. Он находит в себе корни психологической зависимости от психоактивных препаратов и избавляется от них с помощью методов психотерапии.

Затем наступает период восстановления личности. Человеку важно найти для себя новые принципы жизни, цели, духовные ориентиры, нечто, что станет стабильной базой для его будущей здоровой жизни. Духовно-ориентированная исламская программа реабилитации в этом случае будет иметь следующие особенности:

  • В процессе реабилитации пробуждается религиозное сознание человека.
  • В период реабилитации проводится изучение ислама, его закона, традиций, истории. Программа включает в себя чтение Корана, совершение намаза, посещение мечети, общение с духовными наставниками.
  • Выздоравливающий начинает вести традиционную мусульманскую религиозную жизнь.
  • Следуя предписаниям религии ислам, бывший зависимый отказывается от употребления спиртного и наркотиков в будущем. Напомним, что эти действия являются харамом, запрещёнными.
  • Восстановление личности реабилитанта базируется на духовно-нравственных основах исламского вероучения.

Особенности ресоциализации у мусульман

После завершения реабилитационного этапа бывший зависимый возвращается в социум. В случае, если он проходил духовно-ориентированную программу реабилитации по исламской традиции, это будет возвращение или вхождение в религиозную общину, умму. Она отчасти берёт на себя функции работников РЦ, члены общины оказывают духовную и моральную поддержку бывшему зависимому, а так же помощь в бытовых и жизненных вопросах.

Не стоит забывать о том, что ресоциализация в любой традиции должна включать в себя работу с членами семьи зависимого. Им требуется помощь и поддержка психолога, чтобы избавиться от созависимости, получить навыки грамотного общения с излечившимся родственником, снять стресс после прохождения всех трудностей заболевания и лечения от него.

Оставить отзыв

avatar
  Подписаться  
Уведомление о