Особенности лечения наркоманов у мусульман

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

Вероятно вы уже слышали, что мусульманам запрещено употреблять алкоголь. А можно ли последователю ислама использовать наркотики? Ведь многие убеждены, что, например, употребление гашиша разрешено в исламской традиции. Так ли это на самом деле? В этой статье мы сделаем краткий обзор данного вопроса.

[toc]

Ислам против наркотиков?

Вполне понятно, откуда возникло расхожее мнений о том, что в исламе можно употреблять наркотики. В странах Азии очень благоприятные условия для выращивания конопли и опийного мака, чем и пользуются производители нелегальных препаратов. Азиатские страны — одни из самых крупных поставщиков наркотиков на мировом рынке. Но это не означает, что ислам одобряет это смертоносное производство и торговлю.

В исламской религии распитие спиртных напитков и употребление наркотиков запрещено. Все напитки и пища, которые одурманивают, лишают разума относятся к понятию «хамр», что означает «запретное». Мусульманину нельзя употреблять любые виды алкоголя, наркотических препаратов, а так же играть в азартные игры и прибегать к гаданиям.

Курамухаммад-хаджи, имам из Дагестана, утверждает, что борьба с наркоманией — это обязанность мусульманина. Употребление наркотика является большим грехом, более сильным чем распитие спиртного. Это объясняется тем, что наркотики сильнее действуют на разум человека. Разум дан, чтобы познавать Всевышнего, помнить о Его законе, Коране. В нетрезвом виде человек не различает грех и праведность, он может забыть о Боге и законе, совершить грех, лишить себя вечного блаженства. Поэтому мусульмане считают, что наркологические зависимые приносят больной вред себе и обществу.

Лечение наркозависимости

Несмотря на такой строгий запрет, среди мусульман тоже есть и наркоманы, и алкоголики. Человеческую натуру не переделать, запретный плод для неё соблазнителен, в этом смысле последователи ислама не исключение. Конечно, в исламском обществе химических зависимых меньше, чем в других регионах, но они всё же есть. А значит есть и проблема их лечения и реабилитации.

Любая комплексная программа обычно состоит из нескольких этапов:

  • Медикаментозное лечение в наркологической клинике, детоксикация организма, избавление от химической зависимости.
  • Реабилитационно-восстановительный период. Он проходит в центре реабилитации под руководством психолога. В этот период происходит избавление от психологической зависимости, формирование новых основ личности зависимого.
  • Ресоциализация, возвращение к полноценной жизни в обществе. Включает в себя работу с созависимыми родственниками.

Особенности мусульманской программы реабилитации

В центрах реабилитации, где используется духовно-ориентированная программа мусульманской направленности, она будет иметь свои особенности:

  • Программа нацелена на пробуждение у человека религиозного чувства.
  • Реабилитанты обучаются традициям исламской религии: читают и изучают Коран, общаются с духовными наставниками.
  • Проходящие реабилитацию постепенно начинают вести традиционную мусульманскую религиозную жизнь. Они посещают мечеть, ежедневно совершают намаз — молитву.
  • Восстановление личности наркозависимого в этом случае базируется на духовно-нравственных постулатах ислама. Это приводит к полному и сознательному отказу от употребления хамра, наркотиков и алкоголя, сейчас и в будущем.
  • Ресоциализация проходит не только в качестве возвращения в большой социум, а так же человек становится членом религиозной мусульманской общины, уммы.

Ресоциализация наркозависимых

Этап ресоциализации очень важен при использовании любой программы лечения. Потому что бывшему наркоману или алкоголику необходимо не только избавиться от физической и психологической привязанности к ПАВ, ему нужно научиться стабильно жить трезвой жизнью, утвердиться в ней.

Этому отчасти помогает работа с психологом на этапе реабилитации. На индивидуальных и групповых занятиях реабилитанты получают знания о том, как строить конструктивные и успешные отношения с окружающими, которые будут приносить счастье, а не разочарование. Духовная составляющая программы даёт надёжную внутреннюю базу личности, возможность утвердиться в своём решении вести трезвую жизнь.

Но на первом этапе, после выписки из центра, когда состояние человека ещё нестабильное, когда он только учиться жить по-новому, ему необходима поддержка. Поддержка семьи, друзей, единомышленников по вере, профессионалов.

Программа ресоциализации обязательно включает в себя работу с родственниками больного. Для них психологи центра проводят групповые лекции и занятия, на которых можно получить знания о том, как правильно поддержать излечившегося родственника, как не спровоцировать срыв. Достаточно часто в помощи психолога нуждаются и члены семьи наркомана, потому что за время его болезни они приобрели состояние созависимости.

Если программа имеет исламскую направленность, как мы уже отметили выше, после выхода человека из РЦ, он становится членом религиозной мусульманской общины. Иногда таким людям нет необходимости посещать группы поддержки при центре, потому что они имеют возможность получить моральную и духовную поддержку в общине. Часто члены уммы помогают излечившемуся в решении бытовых вопросов, оказывают помощь в трудоустройстве.

Борьба с наркоманией в исламе

Мы уже обозначили в начале статьи причины, почему ислам запрещает употребление психоактивных препаратов. А что думают представители этой религии о борьбе с наркоманией?

Мусульмане считают, что борьба с распространением этого заболевания является священной обязанностью каждого из них, что равнодушное отношение к этому греху недопустимо. К наркоманам в исламе относятся очень строго. Их исключают из жизни религиозной общины, их свидетельства не принимаются в суде. Фактически борьба с наркоманией для мусульманина — это джихад с хамром. В этом случае допустим даже донос, хотя он так же считается греховным действием, но всё же меньшим из двух зол.

В отношении спиртного в исламе до сих пор вспыхивают споры. Это связано с тем, что в Коране нет категоричного запрета на его употребление, есть рекомендации избегать потери рассудка из-за опьянения. Хотя сам пророк Мухаммед по этому поводу высказывался однозначно: прокляты не только те, кто пьёт вино, а так же те, кто его производит, торгует им, прикасается к нему. В целом, в странах ислама придерживаются сухого закона, введённого пророком, здесь практически нет производства спиртного и небольшое количество пьющих.

Оставьте комментарий