Проблема наркозависимости в исламской традиции

 Статья проверена экспертом:
Василий Шуров
Главный врач, психиатр, нарколог. Стаж - 12 лет.
Эта статья основана на данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда стремится быть объективной, непредвзятой и честной.

В современной реабилитологии активно используются духовно-ориентированные программы реабилитации людей с химическими зависимостями. Это не просто веяние моды, а результат того, что подобные программы показывают очень высокий процент эффективности в тех случаях, если зависимый проходит их полностью и придерживается рекомендаций. В этом случае можно говорить о 100% излечении, то есть о полной ремиссии на сколько угодно длительный срок.

Двенадцать шагов

Одна из самых популярных программ избавления от зависимостей — это Двенадцать шагов. Точнее её Миннесотская модель, которая соединяет в себе опыт групп Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов с возможностями медикаментозной терапии и достижениями психотерапевтической практики, доступными в стационарах.

Эта программа используется многими центрами именно потому, что она очень пластична по своей структуре. Фактически на её основе каждый реабилитационный центр может создать свой вариант процесса реабилитации, исходя из своего опыта и возможностей. Программа отлично взаимодействует на этапе восстановления личности больного с духовной и религиозной практикой, что делает возможным создание отдельных видов реабилитационных программ для представителей различных конфессий без потери качества лечения и реабилитации.

Реабилитация наркологических больных

Многие из вас слышали, что мусульманам нельзя пить алкоголь. На самом деле, запрет относится ко всем видам ПАВ. Существует ли в этом случае проблема зависимости среди последователей ислама и как она решается?

Несмотря на то, что ислам запрещает употребление наркотиков и спиртного, среди мусульман всё равно есть наркологические больные, поэтому в мусульманских регионах так же стоит проблема излечения от зависимостей. Кроме этого, есть немало людей, которые обращаются к исламу на этапе реабилитации, потому что духовно-нравственный потенциал данной религии помогает придерживаться пути воздержания от ПАВ. Есть тому «звёздный» пример — новообращённая мусульманка Линдси Лохан, которая последний год успешно ведёт трезвый образ жизни.

Духовно-ориентированная программа включает в себя и психотерапевтическую помощь. Начинается реабилитация работой с психологом, выздоравливающему предстоит нелёгкий труд над «инвентаризацией» своего внутреннего мира. Цель этого процесса — найти и устранить внутренние психологические причины, которые когда-то толкнули человека на путь зависимости.

Когда внутреннее пространство психики очищено, человек избавился от психологической зависимости от наркотиков, ему предстоит заново восстановить свою личность. Ведь всё, что обычно составляет основу жизни человека: нравственные принципы, цели, такие понятия как любовь, дружба, семья — всё разрушает болезнь, наркомания. Человек живёт одним желанием — достать очередную дозу. Этот порушенный внутренний мир нужно надежно восстановить.

Фактически, человек который удачно прошёл реабилитацию — это совершенно новая личность, с новыми взглядами, поведением, реакциями, с новым отношением к себе, к миру и к окружающим. Нельзя изменить свою жизнь, не изменяя свою личность.

Особенности мусульманских реабилитационных центров

Если в РЦ используется духовно-ориентированная программа мусульманской направленности, то она будет иметь свои особенности:

  • Первая цель которая ставится в этом случае — пробуждение религиозного чувства человека.
  • Программа включает в себя обучение исламской вере: чтение Корана, изучение истории мусульманской религии, её понятий, традиций.
  • Реабилитант включается в традиционную религиозную жизнь мусульманина — это выполнение намаза, посещение мечети, общение с духовным наставником.
  • Человек, который исповедует ислам, а значит придерживается законов шариата, отказывается от употребления наркотиков и алкоголя сейчас и в будущем.

Представители мусульманского духовенства говорят о том, что человек, если он правильно научен вере, познает её истинный дух и суть, крайне редко возвращается к асоциальному образу жизни и употреблению алкоголя и наркотиков.

Возможно ли принудительное лечение?

На сегодня в России законодательно запрещено принудительное лечение зависимостей. Хорошо ли это? Вопрос не такой простой, как может показаться. С одной стороны, этот закон защищает свободу воли человека. С другой стороны, наркоман в состоянии болезни мыслит неадекватно, фактически решения принимает не он сам, а его болезнь. Близкие, которые хотят помочь больному вынуждены беспомощно наблюдать за тем, как человек погибает, не имея возможности что-то сделать. Хотя в последнее время эту проблему решить стало гораздо проще.

Специализированные клиники и центры для наркологических больных предоставляют услугу интервенция. Это мотивационная беседа, её проводит психолог, который без использования насильственных методов убеждает больного в необходимости начать лечение.

Интересно, как относятся представители мусульманского духовенства к вопросу принудительного лечения наркозависимых. Вот несколько ответов на данный вопрос:

  • Абдуннур-хазрат Камалутдин, муфтий Вятского края, считает принудительное лечение пустой тратой средств, потому что наркоман не будет качественно участвовать в процессе в этом случае. Больший эффект, по мнению муфтия, принесёт ужесточение мер наказания для наркозависимых.
  • Айрат-хазрат Мухамедзянов, имам из Свердловской области, думает, что такое лечение будет иметь небольшую эффективность, но если других вариантов нет, лучше использовать хотя бы этот шанс, чем бездействовать. Считает что нужно усиливать меры наказания за употребление наркотиков, а не только за торговлю ими.
  • Абдуррахман Суровцев из Общества мусульман острова Сахалин уверен, что если зависимый не внимает советам, то его нужно лечить принудительно.

Как мы видим, мусульмане довольно строги к наркозависимым, считают что они достойны наказания, а не только лечения. Почему ислам занимает такую позицию относительно наркоманов?

Наркотики и алкоголь в исламе

Действительно, в исламе крайне негативное отношение к химическим зависимостям. Если другие религии рекомендуют не злоупотреблять алкоголем, не использовать наркотики, то в религии мусульман все психоактивные препараты находятся под полным запретом. Спиртное и наркотические вещества относятся к «хамру», «запрещённому», в это понятие входят все виды напитков и пищи, которые затуманивают разум человека, а так же азартные игры и гадания. Пить вино или употреблять наркотики — «запретные», греховные действия, «харам».

Откуда происходит такая категоричность? Мусульмане считают, что разум — это великий дар Аллаха. Он отличает человека от животных и подарен ему для познания Всевышнего и Его законов. Когда человек одурманивает свой разум наркотиками или спиртным, он не может различать грех и праведность, забывает Аллаха и Коран, а значит может совершить грех и лишить себя вечного блаженства.

Такая духовно-нравственная позиция успешно используется в программах реабилитации в мусульманских регионах страны. Не совсем корректно так говорить, но многие люди с помощью ислама бросили наркотики и алкоголь.

Оставить отзыв

avatar
  Подписаться  
Уведомление о